05.05.2023

Каким было физкультурное просвещение на Алтае в первой половине XX века?

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, а его мероприятия направлены на повышение престижа профессии.

В рамках мероприятий, посвященных Году педагога и наставника, Алтайский филиал Президентской академии подготовил материал, раскрывающий этап зарождения и становления физкультурного просвещения в Алтайском крае.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Алтайского филиала РАНХиГС Евгений Шеенко расскажет о людях, на плечи которых упало бремя педагогической и наставнической деятельности в области физической культуры и спорта в сложные для страны времена.

Сейчас довольно много информации о заслугах наших спортсменов, выступающих как на международной спортивной арене, так и на всероссийских соревнованиях. Среди них можно выделить чемпионов и призеров Олимпийских игр, Чемпионатов и этапов кубка мира и Европы, уроженцев Алтайского края:

Сергей Хорохордин, Дмитрий Баркалов, Сергея Найдин (спортивная гимнастика); Сергей Клевченя, Виктор Муштаков (конькобежный спорт); Александр Ерохин, Алексей Смертин (футбол); Сергей Шубенков, Полина Миллер (легкая атлетика) и многих других.

Если о спортсменах и их достижениях слышали многие, то о людях, которые заслуживают не меньшего внимания и почета за подготовку этих спортсменов к вершинам спортивного олимпа, мало кто знает.

В настоящее время о первых специалистах-просветителях и их роли в развитии физической культуры Алтайского края сведений недостаточно, что делает вопрос изучения и оценки просветительской деятельности актуальным и открытым до сих пор.

Вопросы становления в нашем регионе физической культуры и спорта как культурного массового движения более изучены. Алтайский краевой музей спорта и Музей спортивной славы Алтайского краевого училища олимпийского резерва накопили определённый материал, но его обобщение осложняет тот факт, что при систематизации и подборе информации организации делают акцент на спортивных достижениях спортсменов и коллективов, связанных с различными этапами становления спорта на Алтае.

Физкультурное просвещение в России развивалось неоднородно. Оно зависело от близости к столичным городам и от политической и экономической обстановки на местах. Алтайский край не был исключением: в крупных городах физкультурное просвещение на рубеже XIX и XX столетий развивалось гораздо быстрее, чем в глубинке. Слабое развитие системы воспитательно-образовательных мероприятий в области физической культуры объясняется и тем, что Алтай в культурном отношении оставался одним из отсталых регионов страны. Вопросы просвещения, в том числе и физкультурного, здесь решались крайне медленно. Физической культурой занимались в основном любители-одиночки, а занятия носили скорее примитивный и самодеятельный характер.

Достаточно внимания уделялось физкультуре в качестве дисциплины в учебных заведениях. Гимнастика была основной из дисциплин, изучаемых в образовательных учреждениях в конце XIX века. Позднее её начали изучать в учительских семинариях: с 1915 года в Барнауле и с 1917 года –  в Бийске.

Перед Первой мировой войной на Алтае стали возникать самодеятельные спортивно-гимнастические кружки и общества. Самым престижным, но дорогим было «Гимнастическое общество топографов Алтайского округа». В нем занимались сокольской гимнастикой, английским и французским боксом, греко-римской борьбой и другими видами. В 1911 году реальное училище Барнаула организовало гимнастическое общество «Сокол». Оно считалось лучшим, так как позднее, в период с 1914 по 1915 годы, специалисты сокольской гимнастики из числа военнопленных чехов и словаков способствовали хорошей организации физической культуры. Пленные также создали свою футбольную команду «Славия» и довольно часто выступали в регионе.

Ведущую роль в становлении физического воспитания барнаульцев занимал известный чешский гимнаст по фамилии Пржигода (по некоторым данным, он был дипломированным специалистом-педагогом). Его по праву можно назвать пионером физкультурного просвещения на Алтае, так как его имя находится в числе первых специалистов физической культуры, известных общественности, а также именно при нём стала наблюдаться некоторая системность в физкультурных занятиях и спортивных состязаниях в регионе. Именно он заложил основы массовой физической культуры и спорта на Алтае.

Секция сокольской гимназии под руководством Пржигоды, которую организовали в спортивном зале реального училища Барнаула, насчитывала около 100 человек. В ней даже была группа девочек, что для Сибири в те времена являлось редкостью. Многие из выпускников секции впоследствии стали преподавателями физкультуры. Они были одними из первых организаторов спортивного движения на Алтае, а также добивались побед на всесибирских и всесоюзных спортивных состязаниях.

Основная заслуга гимнастического общества «Сокол» – подготовка хороших кадров и будущих специалистов всевобуча (всеобщее военное обучение населения без отрыва от основной работы – система обязательной военной подготовки граждан в СССР). Некоторые ученики Пржигоды с успехом продолжили свое обучение в Институте физической культуры и спорта, который открылся в 20-е годы в Москве.

В 1918-1919 годах Владимир Иванов становится руководителем гимнастического общества «Сокол», членом которого он сам был в недавнее время. Иванов был первым профессиональным специалистом в области физической культуры на Алтае. Помимо этого, он многое сделал для перевода гимнастической терминологии с чешского языка на русский, а также издал первый в России учебник по греко-римской борьбе.

Стоит упомянуть, что с 1924 по 1934 годы Владимир Александрович Иванов – четырёхкратный чемпион СССР по греко-римской борьбе и один из первых спортсменов в стране, удостоенный звания «Заслуженный мастер спорта СССР».

Важной вехой в истории подготовки физкультурных кадров являются 20-30-е годы XX века. В это время была организована «Барнаульская городская организация физкультуры», председателем которой стал один из видных на тот момент просветителей – гражданин Жабрев.  

С целью повышения качества преподавания физической культуры и спортивной подготовки населения в 30-х годах начинают функционировать систематические курсы по подготовке физоргов и инструкторов для коллективов физической культуры региона. Увеличение числа квалифицированного кадрового состава специалистов физической культуры на Алтае шло в ногу с быстрыми темпами Всесоюзного спортивного движения, что в свою очередь способствовало возникновению множества крепких и массовых добровольных спортивных обществ: «Спартак», «Буревестник», «Локомотив», «Учитель», «Красное Знамя», «Рот- Фронт» и др.

В 1927 году Государственный учёный совет разработал первые единые школьные программы физического воспитания, а уже на следующий год физическое воспитание было включено в учебные планы педагогических и медицинских вузов. С 1930 года оно стало обязательным предметом во всех вузах страны. В университетах и институтах были созданы кафедры физического воспитания и спорта. Введение новой дисциплины в учебных заведениях потребовало подготовки новых педагогических кадров – специалистов в области физического воспитания.

Начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война внесла серьезные коррективы в характер физкультурно-спортивной жизни страны. Элементы военной направленности становятся основными как в спортивных состязаниях, так и в школьной программе по физической культуре.

В годы Великой Отечественной войны на территории Алтайского края проводилась очень большая работа по подготовке и сдаче норм на значки по комплексам ГТО («Готов к труду и обороне») и ПВХО («Противовоздушная и противохимическая оборона»), а также «Ворошиловский стрелок» и «Боец-парашютист». Кроме того, готовили спортсменов-разрядников и общественных инструкторов.

Несмотря на столь сложные обстоятельства, возникшие в военный период в плане экономической и политической обстановки, просвещение в области физической культуры в стране и на Алтае не только не стояло на месте, но и развивалось, крепло и принимало все более прогрессивный характер.

История физкультурного просвещения на Алтае в первой половине XX века имела принципиальное значение как в контексте общего просвещения и воспитания, так и в рамках культурного становления общества.

Последние новости

Бийские мундепы на сессии распрощались с коллегой и лишили спикера зарплаты

Депутаты Бийской гордумы на сессии 29 марта досрочно сняли полномочия со своего теперь уже бывшего коллеги Тимура Знагована, который перешел на госслужбу.

Глава Хабарского сельсовета отчитался перед депутатами

Сегодня в Хабарском сельсовете состоялась 9 сессия (отчётная) сельского Совета депутатов седьмого созыва.

Экскурсия для студентов

       28 марта  2024 года в Бийском городском суде Алтайского края, в рамках совместного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Бийска плана работы по правовому воспитанию несоверш

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *