О полномочиях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в сфере противодействия коррупции

Вопросы борьбы с коррупцией давно стали одной из государственных задач. В связи с чем, на федеральном уровне был принят целый ряд базовых документов,

Вопросы борьбы с коррупцией давно стали одной из государственных задач. В связи с чем, на федеральном уровне был принят целый ряд базовых документов, направленных на противодействие коррупционным проявлениям в сфере государственного управления, в том числе Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в статье 6 которого антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов отнесена к числу основных мер, направленных на профилактику коррупции.

В развитие норм данного Федерального закона в части вопросов проведения антикоррупционной экспертизы принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», установивший правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Указанным Федеральным законом определены субъекты, имеющие право проводить антикоррупционную экспертизу, среди которых особое место принадлежит федеральному органу исполнительной власти в области юстиции. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – Управление), являясь территориальным органом федерального исполнительного органа, относится к субъектам, уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы.

Согласно нормам Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» к предмету антикоррупционной экспертизы, осуществляемой территориальными органами Минюста России в субъектах Российской Федерации, отнесена экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации.

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы территориальными органами Минюста России установлен приказом Минюста России от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований».

В соответствии с названным приказом результаты проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов отражаются в экспертных заключениях по результатам правовой экспертизы данных нормативных актов, а результаты проведения антикоррупционной экспертизы уставов - в заключениях о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации уставов.

В случае выявления в нормативном акте или уставе коррупциогенных факторов экспертные заключения Управления, содержащие соответствующие выводы и предложения по их устранению, направляются в орган государственной власти края, принявший акт, или главе муниципального образования, копии указанных заключений - в прокуратуру Алтайского края.

Ежегодно Управлением проводится правовая и одновременно антикоррупционная экспертизы порядка 3500 нормативных правовых актов. За период осуществления Управлением антикоррупционной экспертизы вышеуказанных документов, то есть с 2009 года, коррупциогенные факторы выявлялись в 134 нормативных актах.

Наиболее высокие показатели выявляемости коррфакторов наблюдались в 2010 году (58 нормативных актов), в 2009 году (15 нормативных актов) и в 2017 году (14 нормативных актов). Основная масса коррупциогенных факторов в тот период выявлялась Управлением в нормативных актах исполнительных органов (административных и лесохозяйственных регламентах), в связи с чем было принято решение об усилении работы в направлении предупреждения коррупциогенных факторов на стадии разработки правовых актов.

В результате активизации деятельности исполнительных органов по проведению внутренней антикоррупционной экспертизы разрабатываемых ими проектов нормативных актов, а также в связи с включением представителя Управления в комиссию по разработке административных регламентов, в последующие годы количество выявляемых во вновь принятых правовых актах коррфакторов значительно сократилось. В 2023 году коррупциогенные факторы выявлены в 5 нормативных актах исполнительных органов края.

В нормативных актах органов государственной власти края по результатам антикоррупционной экспертизы Управлением чаще иных выявлялись следующие коррупциогенные факторы:

- широта дискреционных полномочий - в 74 актах;

- выборочное изменение объема прав - в 31 акте;

- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - в 23 актах;

- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права - в 14 актах;

- определение компетенции по формуле «вправе» - в 15 актах;

- злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - в 12 актах;

- нормативная коллизия - в 10 актах;

- юридико-лингвистическая неопределенность - в 6 актах.

Как правило, в нормативных правовых актах Управлением выявляется по 1 коррупциогенному фактору. Вместе с тем, в некоторых нормативных актах Управлением выявлялось по 2 и 3 коррупциогенных фактора.

Из 134 нормативных актов, в которых Управлением выявлялись коррупциогенные факторы, требует приведения в соответствие с законодательством только 1 нормативный правовой акт, коррупциогенные факторы в котором выявлены в июне текущего года.

Таким образом, несмотря на рекомендательный характер заключений Управления, органы государственной власти края выражают согласие с результатом антикоррупционной экспертизы и приводят акты в соответствие с действующим законодательством в достаточно короткие сроки без применения дополнительных мер, в том числе мер прокурорского реагирования. 

Предупреждению коррупциогенных факторов в уставах муниципальных образований Алтайского края способствует организация работы по оказанию Управлением правовой и методической помощи органам местного самоуправления по разработке модельных и индивидуальных проектов уставов. Как правило, все представляемые для государственной регистрации уставы разработаны на основе модельных проектов.

Вместе с тем, в практике работы Управления имели место случаи принятия решений об отказе в государственной регистрации уставов в связи с наличием в них коррупциогенных факторов. Так, по результатам проведенной в 2018 году антикоррупционной экспертизы поступивших для государственной регистрации документов, в уставах 3-х сельских поселений Немецкого национального района был выявлен коррупциогенный фактор - широта дискреционных полномочий, выразившийся в наличии дублирующих полномочий представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления. В 2020 году коррупциогенный фактор (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции) выявлялся в муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав 1 сельского поселения Первомайского района.

После устранения коррупциогенных факторов данные муниципальные акты вновь поступили в Управление и были зарегистрированы.

В число субъектов, которые проводят антикоррупционную экспертизу, включены также институты гражданского общества и граждане, аккредитованные на проведение независимой экспертизы.

В соответствии с приказом Минюста России от 29.03.2019 № 57 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» получить аккредитацию в качестве независимого эксперта могут:

1) граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, за исключением:

граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость;

граждан, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;

граждан, осуществляющих свою деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

2) юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников, удовлетворяющих требованиям, установленным подпунктом 1 настоящего пункта, за исключением:

международных и иностранных организаций;

некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Срок действия аккредитации независимого эксперта составляет 5 лет.

Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, размещен на официальном сайте Минюста России https://minjust.gov.ru/ru/ (раздел «Деятельность» подраздел «Экспертиза нормативных правовых актов»).

В указанном реестре содержатся данные об аккредитованных Минюстом России 455 юридических лицах и 2961 физическом лице. На территории Алтайского края действуют 7 независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, в том числе 5 физических лиц и 2 юридических лица.

На основании подпункта «б» пункта 7.1 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, копии заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, проектов уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований направляются в соответствующие территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.

Следует отметить, что в Алтайском крае деятельность независимых экспертов пока не получила масштабного развития. За весь период существования данного института ими проведена антикоррупционная экспертиза незначительного количества нормативных правовых актов и их проектов (не более 100). При этом, коррупциогенные факторы выявлялись не во всех просмотренных экспертами документах.

При поступлении копий экспертных заключений Управлением изучаются выводы независимых экспертов о наличии коррфакторов в нормативных актах края, при необходимости в отношении данных актов проводится повторная экспертиза.

Так, по результатам рассмотрения заключений, согласившись с выводами независимых экспертов, в 2022 году Управление составило экспертные заключения о наличии нарушений в 2 нормативных актах, принятых органами исполнительной власти края - приказе Министерства здравоохранения Алтайского края от 14.03.2022 № 115 «Об утверждении Порядка посещения священнослужителями пациентов в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края», приказе управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 10.06.2021 № 43/Пр/50 «Об утверждении Положения о присуждении отличительного знака «Объект образцового содержания и сервиса придорожной инфраструктуры Алтайского края».

Благодаря совместным усилиям Управления и независимых экспертов, в названных нормативных актах нарушения были устранены.

Полагаю, что работа институтов гражданского общества по проведению независимой антикоррупционной экспертизы, учитывая то, что независимые эксперты, имея любое высшее образование, являются специалистами в различных областях жизни, должна способствовать повышению качества принимаемых органами власти всех уровней правовых документов.

Управление, в свою очередь, готово поделиться с независимыми экспертами накопленным опытом выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах Алтайского края и взаимодействия с правотворческими органами по вопросу устранения из них коррупционных положений.

Последние новости

Создание экологического проекта в Алтайском крае

Губернатор Томенко инициирует новые шаги по охране окружающей среды.

День народного единства: Символ единства и надежды для России

Праздник напоминает о силе единства всех россиян в трудные времена.

Республика Алтай занимает восьмое место по уровню налоговой нагрузки в России

Данные ФНС показывают, что налоговая нагрузка в регионе составляет 10,99%.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Балашове

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *