Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Административная ответственность за нарушение норм трудового права установлена ст.
Административная ответственность за нарушение норм трудового права установлена ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечет административную ответственность по соответствующей части статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение:
- трудового законодательства, которое состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
- иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).
Нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влекут административную ответственность по статье 5.27.1 КоАП РФ. Указанная норма является специальной по отношению к статье 5.27 КоАП РФ.
Субъектами административной ответственности за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются:
- непосредственно работодатели – юридические лица и индивидуальные предприниматели;
- должностные лица работодателей, которыми допущены нарушения в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем (ч. 1, 2, 4 - 7 ст. 5.27, ст. 5.27.1 КоАП РФ). К числу уполномоченных представителей работодателя следует относить лиц, наделенных полномочиями по найму работников в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора, а также иным способом, выбранным работодателем.
- физические или должностные лица, не уполномоченные работодателем на привлечение к трудовой деятельности иных лиц (ч. 3, 5 ст. 5.27 КоАП РФ).
Прекращение трудовых отношений с должностным лицом, в том числе руководителем организации, государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не исключает возможности возбуждения в отношении его производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, если нарушение было допущено в период осуществления деятельности и не истек срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий один год.
Действия (бездействие) лица, ранее подвергнутого административному наказанию за нарушение трудового законодательства, влечет более строгую административную ответственность по соответствующим частям статей 5.27.1 КоАП РФ.
Следует отметить, что наличие рассмотренного или подлежащего рассмотрению индивидуального трудового спора между работником и работодателем не исключает возможности привлечения последнего к административной ответственности.
Меры ответственности, применяемые к лицу за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.27, 5.27.1 КоАП РФ включают:
- предупреждение;
- наложение административного штрафа, размер которого определяется в зависимости от степени общественной опасности содеянного и субъекта, совершившего правонарушение;
- дисквалификация (ч. 2, 5, 7 ст. 5.27, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) – лишение физического лица права занимать определенные должности либо осуществлять определенную деятельность;
- административное приостановление деятельности (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) – временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений.
Помощник Славгородского
межрайонного прокурора Д.Ю. Усиков
Последние новости
Образовательная программа для предпринимателей в Алтайском крае завершилась успешно
Центр «Мой бизнес» провел курс по продажам на маркетплейсах для начинающих предпринимателей.
Новые изменения в законах для усыновителей в крае
С 1 января следующего года усыновители получат повышенные пособия.
Военнослужащие могут рассчитывать на заморозку долгов
Приставы прекращают взыскание кредитных обязательств для солдат и их семей.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку