Как барнаульский завод пищевого машиностроения стал известен за пределами России
В крае немного машиностроительных предприятий, продукция которых известна за пределами России.
В крае немного машиностроительных предприятий, продукция которых известна за пределами России. А уж тем более начавших с нуля и за считаные годы добившихся миллионных оборотов и прибыли. Завод пищевого машиностроения – один из них. Мы разбирались, как это удалось директору и учредителю компании Александру Крюкову. И какова в этом роль господдержки.
История созданияДо того как стать предпринимателем, Александр Сергеевич десять лет работал инженером-конструктором электронной аппаратуры и столько же – управляющим сети ресторанов. Именно на этой должности он ощутил нехватку в отрасли оборудования. На тот момент все крупные производители столов, шкафов, раковин для общепита находились за Уралом. А те, что были ближе, выпускали некачественную продукцию, затягивая сроки.
Крюков решил заполнить эту нишу. Он взял кредит, с которым потом рассчитывался несколько лет, и закупил в Китае станки, небольшую партию листовой стали, арендовал помещение, набрал через знакомых и биржу труда около двадцати работников.
В 2017 году предприниматель зарегистрировал предприятие по производству нейтрального и технологического оборудования для предприятий общественного питания, пищевой, фармацевтической, химической промышленности и лечебных учреждений. Постепенно сформировались тесные взаимоотношения с проектными организациями, которые стали закладывать продукцию барнаульского завода в свои работы.
ПроектыВся выпускаемая предприятием продукция разработана в собственном конструкторском бюро. Часть ее даже запатентована.
Один из конструкторов, Евгений Демьянов, еще два года назад постигал основы сельхозмашиностроения в Алтайском техническом университете, а теперь размышляет над моделями нового пищевого оборудования. Работать в коллективе единомышленников Евгению комфортно. Что не знает, подскажут более опытные товарищи.
– Из того, чем могу похвастаться, вот этот стол с холодильником и многочисленными ящиками, который теперь стоит на кухне какого-то ресторана. А сейчас мне дали эскиз тумбового стола, чтобы я посчитал себестоимость его изготовления, – объясняет конструктор текущую задачу.
КадрыКак и на большинстве предприятий края на заводе наблюдается острый дефицит кадров. Он составляет около 20%. Если инженеров удается набрать, взаимодействуя с Алтайским техническим университетом, то со станочниками беда. Прямо сейчас 13 агрегатов не имеют постоянного персонала, и рабочие ходят от одного обрабатывающего центра к другому. Это снижает производительность.
– Часто людей набираем без опыта и специального образования, обучаем на месте, и они встают за станок. А в дальнейшем по мере того, как набираются компетенций, становятся более востребованными, – говорит директор.
Вот на координатно-пробивном станке Александр Швабигер делает выкройки различных деталей. Мужчина пришел на завод два с половиной месяца назад, начал со сборки мебели, а недавно за неделю освоил новую специальность.
– Сложного ничего нет, я вот со средним образованием разобрался, что такое ЧПУ, и работаю, – говорит станочник.
Александр получает около 70 тыс. рублей. А вообще на предприятии зарплата варьируется от 50 до 100 тыс. рублей.
Сырьё и сбытНа предприятии используется только китайская листовая сталь. Еще два года назад здесь применяли нержавейку из Европы, но после начала СВО она стала недоступной. В России тоже делают такой прокат, но он получается дороже.
Однако китайцы не могут составить нам конкуренцию в поставках пищевого оборудования. В свое время в России на него была введена 20% ввозная пошлина, что отрезало импортеров от нашего рынка.
Крюков говорит, что в силу географической удаленности от европейской части со сбытом у завода проблем не было никогда. А с прошлого года покупатели стоят в очереди, и она увеличивается. Оплаченные заказы есть на два месяца вперед. Производство перегружено. И нет необходимости искать новых покупателей.
Последнее время предприятие активно развивает экспорт, продукция представлена в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, однако основные поставки идут в Алтайский край, и уже трудно найти в округе такую компанию, где бы не было нержавеющих столов, полок, стеллажей, моечных ванн ЗПМ. Много закупают их мясопереработчики из Омской и Новосибирской областей.
Причины ажиотажного спроса директор объясняет тем, что рынок благодаря различным государственным программам наполнен деньгами, которые идут в производственную сферу.
ТехперевооружениеЧтобы удовлетворить выросший спрос, нужно повысить производительность труда. Для этого предприятие закупает новое оборудование.
В 2022 году в рамках выполнения индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края заводу выделили 804 тыс. рублей, компенсировав часть затрат на покупку системы ручной лазерной сварки и немецкой станции генерации азота. Во время пандемии коронавируса этот газ вместе с кислородом стал дефицитным. Поэтому было решено наладить собственное производство азота для сварочных работ.
То, что со временем у станции придется менять износившуюся начинку, руководство завода слегка беспокоит.
– Мы, конечно, найдем. Весь вопрос в цене и сроках поставки, – говорит замдиректора Алексей Дубинский. – Если раньше мы гордились, что имеем лучшие в мире немецкие станки, то теперь серьезная поломка может гарантировать трехмесячный простой. Нам еще повезло, что оборудование не последней модификации. На «Тонаре» купили новые станки, им немцы через Интернет их заблокировали. Поэтому нужно ориентироваться на производителей из дружественных стран.
На приобретение оборудования в 2023 году завод потратил порядка 50 млн рублей, в том числе 2,5 млн рублей государственных. На эти деньги компания купила электропогрузчик, токарно-винтовой станок и установку для зачистки кромки металла.
– Мы очень долго ее искали, – признался директор. – Я увидел такой американский станок в Словакии и заказал его в Штатах. Но когда началась СВО, американцы отказались нам его поставить, хотя он был уже готов. Слава богу, вернули деньги. После этого мы стали искать, где еще делают такое оборудование. В итоге купили его в Турции в два раза дешевле.
Там же приобрели и лазерный труборез, который выполняет точный раскрой профилированной трубы, вырезает в ней различные отверстия и пазы. А это позволяет заменить сварные соединения, которые делались вручную, на шип-паз. Теперь столы и тумбы изготавливают в два раза быстрее и поставляют покупателю в разобранном виде, а значит, экономят на упаковке и доставке.
По словам Алексея Дубинского, таким способом оборудование для общепита в России никто, кроме ЗПМ, не производит.
Александр Крюков оценил важность господдержки, и при планировании инвестиций в этом году тоже рассчитывает на нее. Нынче программу модернизации он хочет увеличить еще на 30%, чтобы заменить все устаревшие немецкие станки на новые. Они выпущены в Китае и Турции, но, как ожидается, будут не хуже, так как произведены по тем же западноевропейским технологиям.
– Жалко, что развиваться приходится в основном за счет собственных средств, так как банки отказываются давать ссуды под залог оборудования. Им подавай более ликвидное имущество, – жалуется предприниматель.
Поэтому он планирует приобрести производственное помещение, которое сейчас арендует. Это позволит предприятию чувствовать себя более уверенно и закладывать недвижимость в банк при получении кредитов.
>
ШУМИЛОВЕвгений Еще читают
Последние новости
Социальный проект «КИБЕРДРУЖИНА #22» представлен на семинаре в Алтайском крае
Алина Бушуева поделилась опытом реализации проекта по профилактике экстремизма среди молодежи.
Стажировка председателя Бийского районного суда в Алтайском крае
Людмила Агапушкина прошла обучение в Алтайском краевом суде.
Совещание по финансовой грамотности в Алтайском крае
Обсуждение профилактики дистанционных хищений и повышения уровня финансовой грамотности.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку