Кому доверить сервисное обслуживание и ремонт банкоматов?
Одним из важных условий нормального функционирования банковской сети самообслуживания является поддержание банкоматов в рабочем состоянии. Кроме того, это влияет на лояльность постоянных клиентов к банку. Поэтому необходимо выбирать надежные компании для сервисного обслуживания банкоматов, чтобы избежать несоблюдения договорных обязательств. Как сделать правильный выбор?
Сегодня на рынке ремонта и сервисного обслуживания банкоматов представлено множество компаний. Эта отдельная сфера бизнеса начала активно развиваться примерно семь лет назад, когда кредитные учреждения перестали заниматься самостоятельным обслуживанием банкоматов и начали передавать его на аутсорсинг.
Рынок ремонта и обслуживания банкоматов в России специализирован и отличается от западных стран более высокой монополизацией. Однако услуги сервисных компаний стали более гибкими и адаптированными к потребностям банков, чем моновендорные компании, занимающиеся производством оборудования.
В России только каждый двадцатый банк передает обслуживание своих банкоматов на аутсорсинг с незначительными поломками, в то время как в Европе данный показатель составляет восемь из десяти. При этом, уровень аутсорсинга с заменой запчастей выше в России и составляет около трех четвертей всех банков, но в Европе данный показатель можно назвать стопроцентным.
Однако не все банки соглашаются на аутсорсинг и продолжают осуществлять ремонт и обслуживание банкоматов своими силами. Это может быть связано с географией покрытия сервисных компаний, которые не всегда охватывают все регионы, или с необходимостью содержать инженеров в некоторых региональных банках.
Более того, плотность банковской сети самообслуживания также неравномерна в России, что делает невыгодным для сервисных компаний развивать сеть филиалов, покрывающих самые отдаленные уголки нашей страны. Однако некоторые сервисные компании идут на это, понимая, что это может привлечь потенциальных клиентов, и вкладывают средства в развитие собственной филиальной сети.
Таким образом, существует несколько игроков на рынке ремонта и сервисного обслуживания банкоматов, которые пытаются адаптироваться к особенностям российского рынка и предложить свои услуги банкам, несмотря на сложности, связанные с географией и монополизацией рынка.
«Hendz holding» - это мультивендорная компания, предоставляющая свои сервисы в 700 городах и имеющая сеть из 16 000 банкоматов. Она осуществляет комплексное управление техническим состоянием сети терминалов, работая на основе аутсорсинга. Кроме того, компания проводит обучение для сервисных и инкассационных специалистов, оценивает проекты в предпродажном порядке и поставляет как российское, так и зарубежное банковское оборудование.
Компания "Ланит", являющаяся холдинговой, занимается разработкой разнообразных информационных решений для банкоматов. На данный момент компания специализируется на создании программно-аппаратных решений для терминалов и систем удаленного мониторинга за ними, что позволяет отслеживать и контролировать их техническое состояние.
Кроме того, к услугам, предоставляемым компанией, относится создание сценариев, эталонных образов и сборок для банкоматов, поддержка EMV-сертификации в системах VISA и Mastercard. Но это не все: "Ланит" также занимается продажей и сервисным обслуживанием банкоматов, представленных в аренду для проведения различных тестов. Каждая система мониторинга компании готова предоставить выгодное решение для любых задач.
В целом, можно сделать вывод, что "Ланит" - это в первую очередь компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения для банкоматов и терминалов, хотя продажа и обслуживание терминалов остаются в числе предоставляемых услуг.
Моновендорная американская компания «NCR» имеет более чем 120-летнюю историю, начав свой путь с первого механического кассового аппарата. C 2000 года фирма выпускает и продает свыше 50 000 банкоматов ежегодно.
На сегодняшний день около 30 000 банкоматов этой компании расположены в крупнейших банках России. «NCR» активно сотрудничает с отечественными компаниями по продаже банкоматов и терминалов самообслуживания, а также по их техническому и программному обслуживанию, например, с группой компаний «БТЕ» и ЛАН АТМ Сервис.
Немецкая компания "Wincor Nixdorf" является европейским лидером в производстве и обслуживании банковских терминалов, а также занимает второе место в мире. Основное производство банкоматов расположено в Германии. В России компания имеет своё представительство, которое занимается развитием розничной сети продаж банковского оборудования и его сервисным обслуживанием. Согласно заявлению компании, она обладает 64 сервисными центрами и 36 региональными складами с запасными частями в нашей стране. Одна из услуг, которую предлагает "Wincor Nixdorf", - сервисный мониторинг терминалов для контроля их технического состояния и управления наличностью в них.
Компания «BS&S», которую основали инженеры и сервисные специалисты, проработавшие ранее в разных банках по своей специальности, гордится внедрением стандартов обслуживания и контроля качества собственных услуг. Её представительства находятся в семи федеральных округах, где обслуживается около двадцати тысяч банкоматов.
Компания «БТЕ», основанная в 2007 году, специализируется на ремонте и техническом обслуживании банкоматов от различных производителей, включая NCR, Diebold, Wincor Nixdorf и Nautilus. С течением времени «БТЕ» расширила свой спектр услуг и развилась в группу компаний, которая работает в различных областях, таких как сервисная поддержка банковского и небанковского оборудования, продажа и доставка банкоматов и другого оборудования для банков, обеспечение комплексной безопасности, включая укрепление банкоматов, поставки программных решений для банковских сетей самообслуживания, дизайн и модернизация банкоматов.
«БТЕ» обслуживает клиентов на всей территории России, располагая собственными сервисными центрами во всех административных центрах страны, где находятся склады запасных частей. Компания имеет собственных сервисных специалистов, но также пользуется услугами партнеров, которые обслуживают только 20% всех клиентов, преимущественно на Дальнем Востоке.
Важной особенностью сервиса «БТЕ» является использование «банкоматов-доноров» в региональных сервисных центрах, что позволяет быстро находить любые дефицитные запчасти и заменять их в течение суток. Компания предлагает обслуживание в форматах FLM и SLM, а также индивидуальные пакеты услуг, адаптируемые под различные потребности.
Выбираем подходящий сервис для банкоматов
При выборе сервисной компании для ремонта и технического обслуживания банковского оборудования на рынке можно выделить две категории игроков: фирмы-производители банкоматов, которые занимаются обслуживанием только своей техники, и мультивендорные компании, которые обслуживают многие или все типы терминалов.
При выборе сервиса нужно учитывать следующие плюсы и минусы. Если финансово-кредитное учреждение выбирает для себя терминалы только одного производителя, то вероятно, имеет смысл проводить обслуживание у него по причине постоянного наличия запасных частей и расходных материалов. Однако, стоит понимать, что производитель банкоматов, вероятно, будет выполнять ремонт и обслуживание через сторонние партнерские организации, то есть через мультивендорные сервисные компании, заключая с ними договор. Ограниченность выбора сервисной компании может привести к зависимости от единственного поставщика оборудования и усложнению взаимоотношений и документооборота при закупке банкоматов других фирм.
Мультивендорные компании позволяют обслуживать сразу все типы банковского оборудования на более гибких условиях, чем моновендорные фирмы. Однако, мультивендорные компании различаются по разным критериям. Важными характеристиками таких компаний являются полный охват нужной территории, качество и наличие собственных сервисных специалистов (а не только из сетей партнеров), наличие складов запасных частей, скорость ремонта с момента поломки и возможность индивидуального подхода к набору и типу услуг.
Вся информация, необходимая для выбора сервисной компании, находится в открытом доступе или может быть запрошена у соответствующих компаний. Составление сводной таблицы по параметрам и ценам на сервисное обслуживание конкретных видов услуг поможет определиться с выбором компании по ремонту и сервисному обслуживанию банковского оборудования.
Фото: freepik.com