Обеспечение непрерывности бизнес-процессов и управление кризисными ситуациями

Обеспечение непрерывности бизнес-процессов и управление кризисными ситуациями

В XXI веке информационные технологии играют огромную роль в бизнесе. Они стали мощным двигателем экономики, но в то же время и источником рисков. Для обеспечения непрерывности бизнес-процессов крайне важна бесперебойная работа ИТ-сервисов. Отказ этих сервисов может привести к простоям и финансовым потерям, а в худшем случае - катастрофическим последствиям. Наш материал расскажет о средствах, которые обеспечивают информационную безопасность и непрерывность бизнеса.

BCM, BCP и DRP – ключевые элементы системы кризис-менеджмента, которая сегодня необходима для гарантии бесперебойности бизнес-процессов в организации. В мире, где информационные технологии играют все более важную роль, безопасность данных и их доступность – критически важные факторы не только для кредитно-финансовых и телекоммуникационных компаний, но и для высокотехнологичных предприятий, работающих в непрерывном производственном цикле, а также для государственного сектора и ритейла.

Существуют специальные регламенты для определенных отраслей, которые требуют обеспечения непрерывности бизнеса для лицензирования деятельности. Риск сбоя в работе ИТ-систем перевешивает средние потери, например, в банковской сфере с даже кратковременным перерывом в работе ИТ-сервисов. Но в случае аварий в энергосистемах, киберпреступлений или других катастроф потерями могут стать жизни людей.

Природные бедствия, экономический ущерб, киберпреступления – в связи с многообразием рисков актуальность обеспечения информационной безопасности не вызывает сомнений. Опрос компании DEAC продемонстрировал, что угроза непрерывности бизнеса вызывает наибольшее беспокойство в финансовой и информационной сферах. Почти половина респондентов считает, что бизнес-риски только увеличатся в будущем.

BCM (Business Continuity Management) или управление непрерывностью бизнеса, BCP (Business Continuity Planning) или планирование непрерывности бизнеса, и DRP (Disaster Recovery Planning) или план восстановления после сбоев – это ключевые элементы кризис-менеджмента, обеспечивающие безопасность бизнеса в целом. Они основаны на методологии ИБ, охватывая все аспекты деловой активности. Регламенты и международные стандарты, такие как ISO/IEC 27001 и ISO 22301:2012, соответствие которым следует учитывать, выбирая дата-центр для хранения информации или задумываясь о внедрении на предприятии.

Источник: https://www.retail-loyalty.org/articles/sostavnye-elementy-krizis-menedzhmenta-bcm-bcp-drp/

Управление непрерывностью бизнеса (BCM) — важный инструмент, позволяющий организациям оставаться оперативными в условиях любых незапланированных инцидентов, таких как сбои оборудования, технологические аварии, кибератаки, экологические катастрофы и прочее. В рамках BCM можно выделить несколько основных видов управления, каждый из которых направлен на устранение конкретных последствий инцидентов.

Первый уровень — управление инцидентами (Incident management, IM). Оно ориентировано на работу с отдельными происшествиями, которые не приводят к большим потерям для компании. В рамках IM решаются задачи, связанные с сохранением, доступностью и целостностью информации, а также отказоустойчивостью оборудования.

Второй уровень — управление непрерывностью бизнеса и аварийным восстановлением (Business continuity & disaster recovery management). Этот уровень направлен на предотвращение инцидентов, которые могут серьезно нарушить работу организации и привести к приостановке важнейших процессов. Возможные последствия таких инцидентов могут быть крайне серьезными, вплоть до банкротства. Как показывают исследования, ежегодные потери от простоев приложений в мире превышают 20 млн долларов, а в России — 19,8 млн долларов.

Третий уровень — управление чрезвычайными ситуациями (Crisis & emergency management). Он направлен на предотвращение катастрофических последствий опасных ситуаций, связанных с экологическими катастрофами, гуманитарными кризисами, инфраструктурными разрушениями и другими крайне редкими, но крайне опасными инцидентами. Надежность управления непрерывностью деятельности важна для отраслей, таких как топливная и энергетическая промышленности.

Получение значительных убытков от инцидентов вполне возможно, как показывают реальные примеры. В том числе, 12 мая 2017 года весь мир был атакован вирусом-вымогателем WannaCry, который привел к множеству сбоев и нанес огромный экономический ущерб многим компаниям, включая больницы и правительственные учреждения. Статистика говорит о том, что корпорации, успешно восстановившие деятельность после инцидента, через год получают дополнительный доход, сверх нормы, в размере 10%, в то время как компании без внедренной BCM понимают убытки в подобном размере. Управление непрерывностью бизнеса — важный залог сохранности вложенных владельцами и акционерами средств.

Внедрение BCM: какие этапы необходимо пройти

Планирование и стратегия - так начинается управление непрерывностью бизнеса (BCM). В этом процессе часто используются инструменты риск-менеджмента (RM). Чтобы реализовать BCM в организации, необходимо пройти целый ряд этапов. Они включают в себя овладение техническими и программными средствами, регламентацию действий, распределение ответственности и обучение персонала. Взять на себя эти задачи компании может быть проблематично. В таком случае стоит обратиться за помощью к ИТ-экспертам. Они не только разработают план мероприятий и найдут наилучшие решения для компании, но и помогут перевести проект в реальность.

Анализ бизнес-процессов (Business Environment Analysis, BEA) позволяет определить риски, которые могут возникнуть в зависимости от характера деятельности компании. Например, отказ в работе системы учета пациентов медицинского учреждения является менее критичным по сравнению со сбоем в работе высокотехнологичного реанимационного оборудования. При этом в телекоммуникационной компании отказ приложения для автоматизации совместной деятельности рабочих групп вероятно не остановит бизнес-процессы, однако сбой в системе биллинга приведет к затратам на финансовые потери. Таким образом, точки критичности могут быть различны для каждого типа бизнеса, и анализ бизнес-процессов позволяет выявить эти точки и определить степень их влияния на деловую активность компании.

Анализ рисков (Risk Analysis, RA) позволяет выделить зависимые и независимые от информационных технологий (ИТ) риски. После выделения и градации бизнес-процессов по важности для компании следует определить группу ИТ-зависимых бизнес-процессов. Затем необходимо проверить технические и организационные механизмы по предотвращению перебоев в работе бизнес-процессов, выделить уязвимые точки и оценить угрозы. В результате можно выделить группы рисков, которые влияют на ИТ, и классифицировать их по мере важности.

Оценка влияния на бизнес (Business Impact Analysis, BIA) основана на карте ключевых бизнес-процессов с указанием нарушений, которые могут привести к убыткам. После этого строится модель, отображающая связь между нарушениями и категориями возможных потерь, которые могут быть оценены как количественно, так и качественно. К группам потерь могут относиться: деловая репутация, рыночная стоимость, уровень операционных издержек, возврат на инвестиции, штрафные санкции из-за нарушения контрактных обязательств и др. Такой подход позволяет провести детальную оценку влияния на бизнес и определить возможные потери.

Для аналитиков имеет большое значение получение достоверной информации о финансах бизнеса и текущей ситуации в ИТ-комплексе, а также о планах его расширения.

Также необходимо провести детальный анализ информационных сервисов, связанных с бизнес-процессами и информационными потоками. Оценка возможного ущерба позволит получить полную картину бизнеса, отразив уровень критичности всех бизнес-процессов и нарушений их функционирования в соответствии с потерями.

Аудит, проводимый аналитиками перед началом сотрудничества, поможет решить все вышеперечисленные задачи. В процессе такой всесторонней оценки будут выявлены слабые места в системе информационной безопасности клиента, которые затем можно будет укрепить.

Расчет экономического эффекта (стоимости простоя бизнес-процессов) предполагает определенные допущения о вероятности возможных инцидентов в ближайшее время, что позволяет определить наиболее подходящую стратегию.

Для успешного функционирования в условиях чрезвычайных ситуаций важно определиться с несколькими параметрами, которые позволят быстро и эффективно восстановить работу компании. Эту задачу должны решить собственники и руководство компании совместно с аналитиками. Специалисты рекомендуют установить так называемые тайм-ауты и производительную мощность для отдельных бизнес-процессов.

Один из параметров, который необходимо установить - это допустимое время восстановления (Recovery Time Objective, RTO). RTO представляет собой интервал времени, в течение которого должна быть восстановлена работоспособность системы после возникновения чрезвычайной ситуации. Важно учитывать, что RTO может быть сведен практически к секундам, однако иногда его установка не является экономически оправданной из-за дороговизны системы восстановления.

Еще одним параметром, который нужно установить, является целевая точка восстановления (Recovery Point Objective, RPO). RPO определяет временной диапазон перед наступлением ЧС, за который все данные могут быть утрачены. На сегодняшний день RPO может быть сведен к нулю благодаря частоте и технологии резервного копирования информации.

Наконец, третий параметр - это уровень непрерывности бизнеса (Level of Business Continuity, LBC) или допустимый уровень производительности (доли нагрузки) в чрезвычайных ситуациях в процентах от режима штатной работы. Он позволяет оценить потери в случае возникновения аварийных ситуаций и понимать, какие меры необходимо предпринимать для быстрого восстановления бизнес-процессов.

Таким образом, совместное определение этих параметров поможет компании успешно справиться с любыми возникшими трудностями и обеспечить бесперебойную работу в условиях чрезвычайных ситуаций.

Планирование – это процесс, который должен быть постоянным и динамическим, а не отдельной процедурой, и важно поддерживать его в актуальном и "синхронизированном" состоянии. Для этого необходимо регулярно проверять планы и дополнять их свежими данными по мере необходимости.

Определение стратегии непрерывности бизнеса является ключевым этапом планирования. Эта стратегия должна включать меры по обеспечению безопасности сотрудников, обеспечению рабочих помещений, технических средств и необходимых материалов, доступ к критической информации, а также обеспечивать беспрепятственные коммуникации с партнерами, клиентами, поставщиками и другими заинтересованными сторонами. Каждое направление должно иметь отдельную подстратегию, которая поможет "навигировать" к скорейшему восстановлению в соответствии с параметрами, определенными на этапах анализа рисков. Обеспечение непрерывности ссылается на три стадии: реагирование на ЧС, продолжение выполнения критически важных процессов для бизнеса в условиях ЧС и восстановление штатной работы.

Выбор организационных и технических решений зависит от стратегии BCM (Business Continuity Management). Необходимо разработать политики, которые определят приоритетные цели и задачи поддержания непрерывности бизнеса, процедуры реагирования и области распространения системы BCM, а также установить кадровые потребности и степень вовлеченности персонала в реализацию программы внедрения BCM (проекта).

Создание технической и организационной системы BCM очень важно для непрерывности бизнеса. В настоящее время все большую популярность приобретают "облачные" услуги. Одним из решений для защиты информации при помощи облака является DRaaS (Disaster-Recovery-as-a-Service). Суть этого решения заключается в том, чтобы предоставить услугу аварийного восстановления данных в облачных средах корпоративного уровня. Это позволяет снизить расходы на обеспечение безопасности и одновременно поддерживать ее на уровне принятых в индустрии стандартов. Существуют разные варианты, но все они основаны на резервном копировании ИТ-инфраструктуры или ее наиболее критичных элементов.

Согласно первому варианту резервные копии ИТ-инфраструктуры создаются по расписанию, который задается в соответствии с требуемым временем восстановления (RTO) и точкой восстановления (RPO), а затем помещаются в хранилище. Восстановление занимает до нескольких часов. Такая схема подходит для малого бизнеса, где непрерывность не является критичной, но важна экономия и надежность сохранения данных. Однако, такое резервное копирование не обеспечивает комплексную защиту.

Второй вариант заключается в том, чтобы копировать все инфраструктуру, а изменения проводить в непрерывном режиме, чтобы они переносились в облако. Информацию можно извлечь и восстановить за несколько минут.

Третий вариант заключается в том, чтобы запустить резервную облачную инфраструктуру, которая будет полностью идентичной основной. Обновления в обоих инфраструктурах происходят синхронно, что позволяет восстанавливать работу за несколько секунд. Такое решение актуально для крупных финансовых и ИТ-компаний, государственных организаций и любых других компаний, где нельзя терять ни минуты на простой.

Строительство отказоустойчивых ЦОДов является неотъемлемой частью многих бизнес-процессов. Компании могут постоянно работать над оптимизацией и энергоэффективностью своих ЦОДов, а также создавать мобильные ЦОДы. Однако, стоит заметить, что проще всего доверить эту работу надежному провайдеру.

Кроме того, компании должны разрабатывать планы восстановления после инцидентов и планы обеспечения непрерывности бизнеса. При наращивании вычислительных мощностей и усложнения ИТ-систем компании сталкиваются с риском нарушения непрерывности работоспособности ИТ-систем. План восстановления после инцидента (DRP) и план обеспечения непрерывности бизнеса (BCP) помогут решить эту проблему. DRP позволит быстро восстановить работоспособность ИТ-систем, а BCP — восстановить бизнес-процессы в целом.

Кроме того, необходимо определить меры по обеспечению нормального функционирования системы и периодичность ее проверки. Процессы должны быть встроены в корпоративную культуру компании. Необходимо разработать меры и обучить персонал действовать в случае возникновения угроз и последствий внештатной ситуации. Кадры играют ключевую роль в успехе всех процессов.

Как известно, внедрение системы ВСМ на предприятии может значительно повлиять на его дальнейшую работу. Однако, какие именно параметры могут свидетельствовать об эффективности такого внедрения?

В первую очередь, важно отметить готовность организации к дальнейшей работе в случае возникновения аварий в ИТ-системах. Если в систему была внедрена ВСМ, это достаточно показательный момент, ведь организация приняла меры для сохранения своих данных и возможности продолжения работы в случае сбоев.

Кроме того, стоит оценить вероятность простоя (недоступности) информационных систем в случае возникновения внештатной ситуации и потенциальные убытки, которые могут быть связаны с такой ситуацией.

Также важным показателем является соответствие требованиям регулирующих органов и прохождение аудита.

Однако, само по себе создание и внедрение системы ВСМ может стать непростой задачей для предприятия, требующей значительных финансовых, кадровых и временных ресурсов. Не каждая компания готова на это пойти и поэтому речь идет об эффективности внедрения системы с учетом возможностей организации.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *